Добрый день. Я из Екатеринбурга, летаю на дельтаплане, и хочу сказать, что свердловским пилотам тоже небезразлична судьба Аскарово, как и десяткам пилотов из других городов.
Позвольте высказаться насчет проекта по ссылке. Что тревожит:
1. Биягода для всех летающих там пилотов ценна не только как лётное место, но и как мирный уголок, не испорченный человеческим вмешательством, с живописной природой и разнообразным рельефом (думаю, вы уже поняли это по откликам челябинцев). Хотелось бы таковым его и сохранить. Почему бы в разработке проекта не поставить упор на ценности горы именно в сочетании уникального природного парка и перспективного пара-дельтадрома? И с этой позиции стараться объяснить спонсору логику "почему дороги подвести надо, а строить на горе - нельзя".
2. Судя по сайту фирмы-проектировщика - наш случай далёк от их обычной деятельности, поэтому необходимо очень четкое техзадание и четкое понимание, как все это должно выглядеть, именно от пилотов-инициаторов. Если оставить все на "ждем предложения от проектировщиков" - есть большой риск получить не то, что хотелось бы.
3. Далее по пунктам строительства. Что касается "Базового лагеря" - имхо, под горой можно поставить и домик статусного судьи (с))), и навес для сушки парапланов, и душ, и даже домик для ночевки, если это будут небольшие, компактно размещенные сооружения, не портящие вид и не мешающие заходу на посадку. Если все получится - отлично, у нас будет оплот цивилизации и электричества, если все это хозяйство заглохнет без присмотра - урон для горы будет минимальный, а местные найдут, как использовать постройки.
Но вот по поводу изменения внешнего облика самой горы однозначно план нужно корректировать.
п.2, Линия старта. "Закладываем площадку 60 метров на 20 метров. На 3 одновременных старта. Покрытие грунтовое. Площадки выравниваем так, чтобы глубина ямки не превышала 6 см при прикладывании линейки длиной 3 метра. Высота травы не превышает 15 см. Эти цифры взяты из нормативов. На время проведения соревнований на старте выстилается временное покрытие... Оформление стартовых линий подразумевает разравнивание площадки, дробление мешающих крупных камней и возможная отсыпка мелким гравием."
Как вы представляете это себе? Рельеф западного склона "сотки" в Аскарово представляет собой череду "лбов" и ложек. Соответственно, старты на запад со Свердловской поляны производятся с этих лбов (обычно с двух на выбор). Собираетесь срезать весь рельеф горы и засыпать овраги? Гравий в качестве стартового покрытия (учитывая, что "времянка" будет расстилаться только иногда) - это какое-то варварство, я не говорю о невосполнимом вреде местности. Что касается трёхсотки - с восточным остаются те же вопросы, а западный старт там идеально ровный и вообще не представляет сложностей для разбега на всем протяжении.
По поводу туалетов на горе - идея оправдана, только если 1. ставить их где-то подальше от глаз и носа, чтобы меньше уродовать пейзаж, и подальше от посадки 2. будет некто, обязанный их выгребать. Не знаю, что за "самоочищающиеся туалеты" предлагает проектировщик, но нужна гарантия, что они за короткое время не превратятся в безобразие. Если комплекс будет принадлежать ДОСААФ - будет ли готов регулярно нанимать ассенизаторов ДОСААФ?
Дороги на сотку и трёхсотку нужны и, если их отремонтировать - будет великолепно. Но здесь много по этому поводу писали - большой уклон некоторых участков, одним разравниванием можно и не обойтись. Для выполнения плана построек на самой горе (чтобы подвести дороги) можно поставить маленькую стелу с названием дельтадрома и/или флагшток со знаменем РБ, ДОСААФ и кого там еще.
С уважением, надеюсь на победу добра и разума. Очень хотелось бы, чтобы в дальнейшем к решению судьбы Аскара был привлечен не только кружок башкирских пилотов. Для нас это тоже родное и любимое место.